+7 495 601-1212
заказать обратный звонок






Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Икона "Господь Вседержитель" в серебряном окладе, кон. XIX- нач. XX вв., Российская Империя

—  кон. XIX- нач. XX вв.  —

Лот отсутствует
Лот 64250

Икона подокладная представляет собой написанное на доске маслом поясное изображение Иисуса Христа. В левой руке Спасителя Евангелие, правая поднята в благославляющем жесте. Оклад серебряный, позолоченный, штампованный. На нижней части оклада и уголках венца хорошо различимы пробирные клейма конца XIX века - женская голова, повернутая вправо и "84", а также именное клеймо мастера - "ОС", соответствующее клейму фабрики - "Оловянишников и Сыновья". С обратной стороны доска обтянута красным бархатом. Оклад не снимался. Образ является центральным сюжетом в каждом христианском храме и домашнем иконостасе - станет замечательным подарком.
Хорошая сохранность.

Размер: 18,2х14,6 см

Оригинал.
Историческое описание
Спас Вседержитель или Пантократор (от греч. παντοκρατωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Эпитет «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает, помимо прочего, догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Является составляющей греческих слов παν — все, и κρατος — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога. Иными словами, менее литературным переводом слова παντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира». В Византии образ Христа Пантократора появляется, приблизительно, с IV—VI веков. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма. Одна из устойчивых и наиболее древних схем изображения Христа Вседержителя — Спас на престоле. Христос изображается фронтально, восседающим на престоле с обязательной подушкой. Одежды обычно традиционные, в ногах подножие. Изображения Спаса на престоле встречаются ещё в римских катакомбах, но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.). Престол понимается как атрибут царского достоинства, Бог являлся ветхозаветным пророкам восседающим на престоле; сидя на престоле будет совершать Господь Страшный Суд (Мф. 25: 31-34, 41). Один из изводов Спаса на престоле — т. н. «Мануилов Спас» — преданием приписывается кисти византийского императора Мануила и отличается особым жестом правой руки, указывающей в раскрытое Евангелие. Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — «Спас в силах», центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на престоле в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных». Другой - Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).