Решили продать военный антиквариат? Обратитесь к нам, мы с удовольствием купим Вашу коллекцию! Быстро, надежно, и без проблем! Подробности на этой странице.
Модель легкого танка "БТ-5" в масштабе 1:5 для изучения курсантами академии АБТВ, СССР
Поражающая воображение масштабная модель легкого колесно-гусеничного танка "БТ-5" изготовлена в 1933-1934 годах по заказу РККА в масштабе М1:5 на том же заводе, что выпускал настоящие боевые машины, в качестве наглядной модели для изучения их устройства курсантами танковых училищ Красной армии. Используя чертежи оригинальных танков и навыки, полученные в их производстве, создателям модели удалось добиться максимально необходимого сходства в конструкции корпуса. Все детали бережно выточены из стали на станке и идеально подогнаны друг к другу, катки гусениц оснащены амортизаторами, гусеничная лента состоит из полуподвижных стальных траков, башня поворачивается на 90 градусов, покрытие имитирует фактуру брони. На башне имеется клеймо в виде цифры - "9". В 1970-х годах данная модель была передана на киностудию "Мосфильм", где активно использовалась в макетной съемке (прием, когда уменьшенная копия играет роль полноразмерного оригинала), например в первой части двухсерийного фильма "Высокое звание"("Мосфильм" 1973 г.) в сцене, посвященной боям на Халхин-Голе, а также в совместном фильме "Мосфильма" и "Монголкино" - "Маленький отряд". Участие в съемках с использованием пиротехники привели к незначительным утратам оригинального красочного покрытия. Левая гусеничная лента разомкнута. Несмотря на это, танк находится в очень хорошем состоянии сохранности и может считаться поистине уникальным экспонатом, так как создание подобной модели в таком высоком качестве исполнения сегодня потребует крупных материальных затрат и высокого мастерства исполнителя.
БТ (сокр. быстроходный танк) — название серии лёгких колёсно-гусеничных танков (1930-е годы) на основе прототипа, проданного в СССР американским изобретателем Кристи. БТ-5 представлял собой «гибридную» модель, призванную заменить в войсках малоудачную конструкцию БТ-2. Корпус БТ-5 практически не отличается от своего предшественника (если не считать перехода на метрическую систему), что было следствием требования УММ РККА «переделки должны производиться, не вклиниваясь в серийное производство» (модификации БТ-4 и БТ-6, отличавшиеся от исходного образца конструкцией корпуса и рядом мелких доработок, до стадии серийного производства так и не дошли). Поэтому от «двойки» «пятёрка» отличалась прежде всего новой эллиптической башней на уширенном погоне с 45-мм пушкой 20К с боекомплектом 115 выстрелов и пулемётом ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ на турели. Экипаж — 3 чел. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом. Выпуск БТ-5 на ХПЗ начался в марте 1933 года, когда были сданы последние 37 штук БТ-2. Благодаря преемственности конструкции, первые 16 машин были предъявлены военной приёмке уже 22 марта. Всего по итогам 1933 года было сдано 1005 единиц БТ-2 и БТ-5, однако в донесении, составленным военпредом ХПЗ, говорилось о том, что во втором полугодии, по сравнению с первым, значительно увеличился процент брака (9-41 % против 5-8 % машин в месяц). Улучшить качество сборки БТ-5 удалось только в середине 1934 года. Башни машин первой серии были изготовлены из так называемой «технологической брони» (обычная сталь или незакалённая броня), всего было сдано 30 неброневых башен и 10 из незакалённой брони. Полностью заменить их броневыми удалось только в 1935 году. Броневую сталь для башен подавали Ижорский (марки ПИ) и Мариупольский заводы (марки МИ). Оба типа башен имели 13-мм бронирование. Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов равнялась 675 кг, а с вооружением и боеприпасами — 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную. Броня МИ была двухслойная, что должно было обеспечивать большую пулестойкость по сравнению с однослойной бронёй ПИ. Всего «мариупольских» башен с малой нишей было выпущено 230 штук. Такие машины отправлялись в распоряжение учебных заведений и учебные батальоны механизированных бригад. Но в июне-июле 1934 года, после обобщения данных об эксплуатации серийных БТ-5, было принято решение полностью перейти на ижорскую башню, изначально разработанную для установки на модернизированные танки Т-26, поскольку броня МИ обладала целым рядом скрытых дефектов, включавших сколы, трещины и недержание кромок. К тому моменту на Ижорском заводе была получена кремне-марганцево-молибденовая сталь повышенной вязкости, поэтому Постановлением Броневого Совета НКТП для производства танков БТ-5 принималась броня марки ИЗ.
Выпускался БТ-5 до конца 1934 года, причём на танках последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года, являющая улучшенным вариантом пушки 20К образца 1932 года. Всего произведено 1 884 машины. Единственным государством, куда поставлялись танки БТ-5, была Республиканская Испания.
В 1933 году было выпущено всего 781 танк БТ, в 1934-м году - 1103 танка.
До наших дней сохранилось 8 экземпляров танка БТ-5. Танк имеется в экспозиции музея бронетанковой техники в Кубинке. Также БТ-5, поднятый со дна Невы и отреставрированный в 2007 году, можно увидеть в городе Кировск (Ленинградская область). Ещё один БТ-5 (мариупольская башня с малой кормовой нишей) в качестве памятника был установлен в городе Борзя, в настоящее время танк БТ-5 передан в музей города Чита. Кроме того, 5 экземпляров танка БТ-5 установлены в качестве памятников в Монголии — на горе Баин-Цаган, в городах Ундэр-Хан, Сумбер и др.
Комментарии 0
Оставить комментарий
Вы можете оставить комментарий к данному лоту, задать
вопрос, предложить свою цену или оставить отзыв
Комментарии 0