+7 495 601-1212
заказать обратный звонок






Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Памятная лента в честь посещения Великой Княгиней Ольгой Александровной броненосного крейсера 1-го ранга "Рюрикъ", Российская Империя

—  27 августа 1898 г.  —

Лот отсутствует
Лот 55745

Памятная лента изготовлена из тончайшего бежевого шелка с переливающимся муаровым узором. С обеих концов лента раздваивается на манер морской ленты на бескозырке. На правой части ленты цветными воздушными красками нанесены : год посещения - 1893, название корабля - "Рюрикъ", изображение вензеля Великой Княгини Ольги Александровны - "О.А.", стилизованный под корзинку с полевыми цветами на белой ткани, расписанной русскими национальными узорами. На правой стороне ленты в сходной манере написаны: дата посещения - 27 августа, год посещения -1898 , изображение  броненосного крейсера 1-го ранга "Рюрикъ", бороздящего морские волны на заднем плане, андреевского флага, якоря и черной морской ленты с названием корабля. Рисунки без сомнения выполнены вручную  в единственном экземпляре.  Лента закреплена в застекленном бакете размером - 105х79 см. Редчайший экспонат.
Отличная сохранность.

Оригинал.
Историческое описание
Рюрик — крейсер 1 ранга согласно действовавшей в те годы классификации кораблей Российского Императорского Флота, в просторечии именовался «броненосным», как и другие крейсера, имевшие вертикальное бортовое бронирование Российского императорского флота. Построен в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Заложен 19 мая 1890 года, спущен на воду 22 октября 1892 года, введён в состав флота 16 октября 1895 года.
Проект крейсера был предложен Балтийскому заводу адмиралом Шестаковым.
Крейсер стал первым кораблём из планировавшейся серии (последующие крейсера «Россия» и «Громобой» оказались не однотипными, а последовательно усиливавшимися проектами) океанских броненосных крейсеров увеличенного водоизмещения (вдвое от водоизмещения предшественника кр. 1 р. «Память Азова»), в числе требований к проекту — возможность перехвата британских коммерческих судов в случае войны с Великобританией, а также возможность перехода с Балтики на Дальний Восток без дозаправки углём. Сразу после постройки «Рюрик» был отправлен во Владивосток, по прибытию незначительно модернизирован во время двух ремонтов во Владивостоке по приказу командующего Тихоокеанской эскадрой адмирала Дубасова. Успел принять участие в высадке международного десанта для подавления беспорядков «боксёрского восстания» в Китае и в занятии русскими кораблями Порт-Артура после Японо-Китайской войны. После начала Русско-японской войны участвовал в нескольких успешных рейдерских операциях Владивостокского отряда крейсеров Тихоокеанской эскадры.
На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой. ..Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда...
Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 часам утра, после пятичасового боя  «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.
В 10 часов 42 минуты 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой. На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено .Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».